Неправомерные действия организаций, оказывающих финансовые услуги: куда жаловаться?
По последним данным ЦБ РФ на сегодня в России работает 337 банков, ежедневно оказывающих клиентам миллионы услуг. Но банковский сервис не всегда соответствует стандартам.
Довольно часто клиенты финансовых организаций в России сталкиваются с нарушением своих прав. Куда жаловаться, если права нарушены? Конечно, можно обратиться в саму финансовую организацию, но есть ли гарантия того, что вас услышат?!
В первую очередь, деятельность организаций, оказывающих финансовые услуги попадает под нормативно-правовое регулирование Федерального закона «О защите прав потребителей».
Финансовая услуга – это услуга, оказываемая организацией, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств физических лиц и предоставлением защиты имущественных интересов посредством страхования.
Среди таких организаций можно выделить: банки; инвестиционные банки; страховые, лизинговые и брокерские компании и др.
Случаев нарушений достаточно много. Особенно часто это такие нарушения, как одностороннее изменение обстоятельств договора без уведомления заемщика, увеличение процентной ставки
по кредитному продукту, неправильный расчет, передача долга коллекторам и давление, совершаемое на заемщика, угрозы, незаконное списание денежных средств с карты либо счета, ошибочное начисление пени, штрафов.
Важно понимать суть и причину подачи жалобы. Закон о защите прав потребителей распространяется только на договоры на предоставление финансовых услуг для личных или семейных нужд или в иных целях, не связанных с предпринимательской
деятельностью:
· Предоставление потребительского кредита
· Открытие банковского счета
· Оказание консультационных услуг
· Депонирование ценных бумаг
· Перевод денежных средств
· Закон не распространяется на:
· Операции с ценными бумагами
· Пенсионные вклады
В первую очередь, при нарушении ваших прав следует обратиться непосредственно в финансовую организацию, в которой вы заключили договор. Если на уровне организации проблема разрешится, то тогда это отлично.
Также изначально потребителю можно обратиться с жалобой в службу поддержки кредитной организации, которая функционирует от имени головного офиса. Телефон управления можно найти на официальном сайте кредитной организации. К примеру, клиент планирует подать жалобу на Сбербанк. В этом случае сначала можно и нужно сообщить о проблеме на федеральный номер. Но когда организация не реагирует или не хочет устранять свои ошибки, то тогда обратиться можно в такие
организации как:
· Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере
прав потребителей и благополучия человека). Порядок приема и рассмотрения обращений граждан представлен на сайте РПН (интернет-приемная http://rospotrebnadzor.ru/feedback/howto/).
· Ассоциация российских банков (интернет-приемная http://arb.ru/banks/claim/).
· Федеральная антимонопольная служба (интернет-приемная http://www.fas.gov.ru/citizens/treatment/).
· Центральный банк России. Порядок обращений в Банк России представлен на сайте банка (интернет-приемная http://www.cbr.ru/).
Роспотребнадзор обладает большими законными полномочиями. Обратиться в данную организацию стоит если финансовая организация нарушила права потребительского характера. При этом под нарушение может попасть фактически что угодно.
Ассоциация Российских Банков не является контролирующим органом наподобие Центрального Банка России или ФАС РФ. Поэтому она не оштрафует банк, но поможет решить проблему путем компромисса или передачи жалобы в компетентные органы.
Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) занимается рассмотрением обращений и жалоб в области защиты предпринимательства. В области финансовой сферы ФАС проводит наблюдение за предложениями частных кредиторов и рекламой финансовых услуг. Например, организация может указать в рекламе одни условия, а в договоре по факту прописать совершенно другие. Обычно это касается процентных ставок, когда человек думает, что берет кредит на выгодных условиях.
Центральный банк Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о применении в отношении банковской организации определенных санкций. В качестве досудебного механизма разрешения споров может быть использован также общественный институт финансового омбудсмена. Финансовый омбудсмен — это третейский судья, который может урегулировать большинство предъявляемых банкам потребителями претензий, не доводя конфликт между ними до суда. В настоящее время в России этот институт находится в стадии становления.
Конечно, обратиться на незаконные действия финансовой организации можно и в судебные органы, но при этом сначала следует направить в организацию претензию с требованием урегулировать спор. При этом отправлять претензию лучше после того, как вы обратились с жалобой на банк в обозначенные выше финансовые организации. Ваша активная гражданская позиция может помочь другим потребителям и пресечь незаконную деятельность организации-нарушителя.