ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
  УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Время работы: пнд-чт. 08:00 - 17:00, птн. 08:00 - 16:00, 
перерыв 11:30 - 12:18 // сб, вскр. - выходной
      

Вы вошли какГость | Группа "Гость"| RSS


смотреть на карте>

 
 

Начало организации профессиональных союзов в Удмуртии относится к 1905-1907 годам.

Под влиянием забастовочного движения рабочих Сарапула, Воткинска, протестовавших против жесточайшей эксплуатации своего труда и тяжелых бытовых условий, а также под влиянием нарастающего революционного движения среди рабочих России социал-демократами стали создаваться Советы рабочих депутатов и другие легальные рабочие организации.

В ноябре 1905 года в Сарапуле были созданы Союз труда, объединивший рабочих кожевенного и башмачного производства, Союзы ремесленников, прокатчиков и учителей. Возникли также Союзы аптекарских работников, служащих почт и телеграфа.

В Ижевске и Воткинске действовал самый многочисленный в губернии Союз работников по металлу. Социал-демократическая организация использовала Союз как легальное прикрытие своей революционной деятельности. В 1914 году партийная организация и правление Союза организовали ряд крупных выступлений, в результате которых многие активисты были арестованы, правление Союза было разгромлено.

После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года вновь началось восстановление профессиональных союзов.

В мае 1917 года в Ижевске было проведено собрание представителей от всех мастерских заводов, на котором было принято решение вновь создать Союз металлистов Ижевска, в него вошли рабочие оружейного и сталеделательного заводов, а также частных фабрик Евдокимова, Петрова, Березина.

Были восстановлены Воткинский Союз металлистов, Сарапульский Союз кожевников, Союз рабочих Глазова, Союз рабочих металлистов Камбарки, Союзы аптечных работников, учителей начальных училищ, торгово-промышленных служащих, техников, лиц, занимающихся письменным трудом, печатников.

Вновь организованные союзы оказали существенную помощь в установлении контроля за работой предприятий, установлении 8-часового рабочего дня, в подготовке рабочих к управлению предприятием.

Так, большую организаторскую работу по управлению производством вёл Ижевский общезаводской комитет Союза металлистов. От общезаводского комитета исходили все распоряжения, касающиеся внутреннего распорядка дня (нормирование рабочего времени, зарплаты, приема и увольнения). Все административные лица (начальники заводов, отделов и мастерских), технические классные чины поступали на службу только с согласия общезаводского комитета, который был обязан огласить заявление об их приеме на общем собрании рабочих всего завода или через цеховые комитеты по мастерским.

Общезаводской комитет целенаправленно выполнял свою основную задачу: сосредоточить в своих руках управление всеми заводами Ижевска. Таким образом, Ижевск был одним из первых городов России, где рабочие, организованные в Союз под руководством партийной организации, не ограничивались только контролем над производством, но и полностью управляли заводами.

С декабря 1917 года по 1920 год проводится ряд организационных перестроек профсоюзов Удмуртии. Отдельные Союзы ликвидируются, создаются новые — объединенные.

В 1918 году создаются Союзы швейников и работников связи. В 1919 году — Союзы советских и торговых служащих, медицинских санитарных работников (медсантруд), пищевиков, работников искусств, работников земли, пожарных, парикмахеров. В 1920 году — Союзы работников народного питания, строителей, коммунальников.

Деятельность всех профсоюзов в этот период, как и самого многочисленного Союза металлистов, сводилась к мобилизации рабочих коллективов для участия в хозяйственной работе, к повышению производительности труда, трудовой дисциплины на производстве. Были широко распространены такие формы привлечения рабочих к восстановлению производства, как массовые, обязательные для всех субботники. Профсоюзы принимали участие в открытии школ, кружков по ликвидации неграмотности.

К августу 1919 года было создано 22 отраслевых профсоюза, но все они работали разрозненно. Возникла необходимость создания объединяющего органа. Частично такой орган был создан еще в 1918 году. По инициативе Союза металлистов 28 мая 1918 года в г. Ижевске было созвано собрание представителей Союзов: металлистов, работников письменного труда, техников и торгово-промышленных служащих. Собрание избрало первый Совет профсоюзов и его Президиум. Работа первого Совпрофа ограничилась тогда только решением организационных вопросов. Развернуть свою деятельность Совету профсоюзов помешал белогвардейский мятеж.

После восстановления на территории Удмуртии Советской власти 27 октября 1919 года в г. Ижевске состоялась городская конференция профсоюзов, которая избрала бюро профсоюзов. В 1920 году в Ижевское районного бюро входили Союз металлистов г. Воткинска, г. Камбарки, Союзы г. Глазова и Шарканского района.

Решением Вотского обкома РКП(б) от 2 марта 1921 года было создано Областное бюро профессиональных союзов, которое с середины июля стало называться Областным организационным бюро профсоюзов по созыву Областного съезда профсоюзов. Оргбюро осуществляло также руководство профсоюзным движением в Вотской автономной области.

На I областном съезде профсоюзов в ноябре 1921 года был создан Совет профсоюзов Вотской (с 1932 года Удмуртской) автономной области (Облпрофсовет). (С 1935 года Облпрофсовет был преобразован в Областной Совет профсоюзов УАССР. До 1934 года профсовет действовал под непосредственным руководством Нижегородского (Горьковского) краевого Совета профсоюзов, а с 1934 года — под руководством Кировского краевого Совета профсоюзов.)

В 20-е годы главная задача профсоюзных организаций заключалась в борьбе с разрухой. Комитетами профсоюзов проводились собрания и митинги, главный вопрос повестки дня — организация субботников, воскресников, безвозмездной отработки. Ижевское районное бюро профсоюзов избрало комиссию по организации коммунистических субботников. По призыву профсоюзов рабочие добровольно оставались на сверхурочную работу, занимались ремонтом оборудования, уборкой территории. Так, рабочие Постольско-Узгинской железной дороги выходили на субботники и работали бесплатно по 6 часов, чтобы отремонтировать паровозы и подвижной состав. Рабочие сарапульских заводов добровольно увеличили трудовую смену до 10 часов в сутки и оказывали помощь в строительстве взорванного железнодорожного моста через р. Каму. Мост был восстановлен досрочно, открыв важную ветку, связывавшую Москву с Уралом. Рабочие Воткинского завода выполняли ударные заказы железнодорожного транспорта.

Профсоюзные организации помимо производственных задач, решали вопросы по оказанию помощи фронту, участвовали в мобилизации добровольцев, помогали семьям красноармейцев.

К 1925 году восстановление народного хозяйства страны было в основном завершено. Жизнь постепенно налаживалась. Среднемесячная зарплата в СССР превысила предвоенную в царской России на 27%.

Это были зримые результаты проведения новой экономической политики. В условиях рынка профсоюзы сосредоточили свое главное внимание на выполнении своей защитной функции – заключении и проверке исполнения коллективных договоров.

Профсоюзы отстаивали интересы трудящихся масс и, как показал период НЭПа, научились добиваться удовлетворения выдвигаемых требований. Однако, Сталин нуждался в послушных ему профсоюзах. Для этого, прежде всего, требовалось изменить профсоюзную идеологию: вместо защитной функции выдвинуть на передний план производственную.

Вопрос о перестройке работы советских профсоюзов был вынесен на рассмотрение ноябрьского (1928 год) пленума ЦК ВКП (б). Профсоюзы обвинили в проявлении «тред-юнионистистских» тенденций (заключение коллективного договора, требования  об улучшении условий труда, более справедливой его оплаты, сохранения занятости). Пленум потребовал от профсоюзов решительно «повернуться лицом к производству».

Развернулась невиданная по массовости чистка профсоюзных кадров и актива на всех уровнях («правые уклонисты», «враги народа»).

В такой обстановке началось развитие массового социалистического соревнования, возглавлять которое было поручено профсоюзам. В профсоюзах начинается процесс разукрупнения организаций. Вместо 23 действовавших на территории РСФСР принято решение создать 47 в соответствии со структурой управления народного хозяйства. По сути дела профсоюзы оказались «приписанными» к соответствующим наркоматам и ведомствам.

Следующий шаг (июнь 1933 года) огосударствления профсоюзов – передача им функций управления социальным страхованием, санаториями и домами отдыха. Профсоюзы были наделены правом осуществлять государственный контроль за условиями и охраной труда на предприятиях.

Ослабление профсоюзов за счет изъятия защитной функции продолжалось. Одновременно активировался процесс разукрупнения. В 1934 году было принято решение вместо 47 профсоюзов создать 154. Постоянное дробление профсоюза разобщило и ослабило его структуры.

Профсоюзы получили контроль за распределением материальных благ: контроль за рабочим снабжением, культурно-бытовым и медицинским обслуживанием, общественным питанием и т.п.

Профсоюзы отвечали за подписку на государственный займ, им поручали сбор  средств на другие надобности. На них было возложено руководство движением ударников, социалистическим соревнованем, стахановским движением.

При  подобной перегрузке особенно неосвобожденного от основной работы председателя профкома, не оставалось времени на исполнение уставных норм. В середине 30-х годов даже на отчетно-выборные профсобрания стало приходить лишь 12-15% состоящих на учете членов профсоюзов.

Профсоюзы изменили свой статус защитников, как было во времена НЭПа, и стали защищать общие интересы предприятия, наркомата, области, к которой были «приписаны».

С 1935 года профсоюзы перестали заключать коллективные договора, профсобрания созывались всё реже (явка 10 – 20%), выборы профлидеров заменялись назначением свыше.

Сталин назвал сложившуюся ситуацию кризисом, обвинив во всём профсоюзы. VI пленум ВЦСПС, (май 1937 года) нанес еще один мощный удар по советскому профдвижению – упразднил советы профсоюзов в районах, областях, краях, республиках.

На основании решения VI Пленума ВЦСПС Областной Совет профсоюзов УАССР был ликвидирован в июне 1937 года.


Оценки предвоенного десятилетия не только неоднозначны, но и крайне противоречивы. В СССР это были годы становления командно-административной системы хозяйствования и невиданного расцвета культа личности, годы правового беспредела и постоянного давления на профсоюзное движение.

Бесконечные реорганизации по команде сверху без учета мнения членов профсоюза подрывали авторитет организации. Команды и опека партийного аппарата сковывали самостоятельность и инициативу профработников и актива.

В годы Великой Отечественной войны профсоюзы подчинили всю свою деятельность делу помощи фронту. Уже в первые дни войны ВЦСПС вплотную занялся эвакуацией предприятий в глубокий тыл. В Удмуртии, как и по всей стране, профсоюзные организации совместно с администрацией предприятий обеспечивали бесперебойную работу промышленности, помогая новичкам (женщины, подростки) в приобретении нужных специальностей (курсы, шефство). Было развернуто социалистическое соревнование «Всё для фронта, всё для победы!». Особенно важно было усилить режим экономии. Важным участком работы профсоюза стала забота о семьях фронтовиков, раненых и инвалидах.


После Великой Отечественной Войны все силы профсоюзов были направлены на восстановление и развитие народного хозяйства, улучшение условий труда и быта, налаживание социальной сферы.

С 1937 по 1948 год организация всей профсоюзной работы возлагалась на областные комитеты отраслевых профсоюзов и на заводские комитеты крупных промышленных предприятий с непосредственным подчинением своим центральным комитетам.

В дальнейшем стали очевидны недостатки такой организации профсоюзной работы вследствие разобщенности работы союзов.

В сентябре 1948 года на XIX Пленуме ВЦСПС по инициативе ВКП(б) принято постановление «Об образовании в республиках, краях и областях Советов профессиональных союзов», что имело очень важное значение в деле дальнейшего организационного укрепления профсоюзов и повышения их роли во всей хозяйственной и общественной жизни страны.


16 ноября 1948 года на I-ой межсоюзной конференции профсоюзов УАССР был вновь образован Удмуртский областной Совет профессиональных союзов (Облсовпроф).

Облсовпроф, являясь межсоюзной организацией, был призван решать те задачи, которые трудно решить порознь отраслевым профорганам.

Главной задачей Облсовпрофа было определено руководство социалистическим соревнованием на всех уровнях за досрочное выполнение плана послевоенной сталинской пятилетки, снижение себестоимости выпускаемой продукции, улучшение ее качества, экономное расходование сырья.

В отчетном докладе о работе Облсовпрофа на II Областной межсоюзной конференции профсоюзов УАССР (апрель 1951 года) было отмечено, что в социалистическом соревновании участвуют свыше 90% рабочих, инженерно-технических работников и служащих. На многих предприятиях республики развернулось социалистическое соревнование за выпуск продукции отличного качества, за экономию сырья и материалов, за повышение культуры производства.


На начало 1958 года в Удмуртии работали 13 областных комитетов профсоюзов, 12 городских и 135 районных комитетов, 3304 первичных профсоюзных организаций, которые насчитывали в своих рядах около 300 тысяч человек.

Осуществляли свою деятельность областные комитеты лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности; сельского хозяйства и заготовок; пищевой промышленности; коммунального хозяйства; строительства; местной промышленности; связи; госучреждений; потребкооперации; госторговли и общественного питания; культуры; медработников; просвещения.


В 1958 году на XII съезде профсоюзов СССР был принят Устав, который принципиально не менялся до 1987 года. Впервые была внесена запись о том, что профсоюз борется за укрепление мира. Сохранены преимущества членов профсоюза по сравнению с несоюзными работниками по повышенной выплате по больничным листам, преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок при прочих равных условиях.


В 60-е годы в деятельности профсоюзов республики наметились тенденции более пристального внимания к нуждам людей помимо решения производственных задач и идеологической направленности культурно-воспитательной работы.

Областному совету, обкомам X Удмуртской областной конференцией поручено полнее использовать предоставленные права государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, правил и норм по охране труда и технике безопасности, за правильным расходованием средств государственного социального страхования, настойчивее добиваться от хозяйственных руководителей проведения в жизнь оздоровительных и профилактических мероприятий, предупреждающих производственный травматизм и профессиональные заболевания.


В 70-80-е годы Удмуртский Облсовпроф продолжал работу по обеспечению социалистического соревнования, привлечению трудящихся к управлению производством, развитию коллективных форм организации и стимулирования труда, массового технического творчества.

В 1980 году от внедрения предложений членов НТО и рационализаторов получена экономическая эффективность 110 млн. рублей

Компетентное исполнение функции государственного надзора и контроля за охраной труда и соблюдением законодательства о труде позволили внедрить действенную систему глубокого анализа и прогнозирования состояния здоровья работающих с последующей разработкой основных направлений профилактики и снижения заболеваемости.

Проведенная работа по улучшению условий труда, профилактике производственного травматизма позволила за 2 года привести в соответствие с санитарными нормами более 30 тысяч рабочих мест, сократить количество несчастных случаев на производстве на 10%.

Эффективно управляя средствами социального страхования, проявляя всестороннюю заботу о нуждах работающих, профсоюзы создали особую систему социальной защиты работников и членов их семей, пенсионеров и студентов вузов и ссузов.

За счет средств социального страхования оздоровлено 260 тысяч трудящихся и членов их семей. Дальнейшее развитие получило строительство объектов социально-культурного назначения.

Обеспечен достойный уровень идейно-политического и нравственного воспитания трудящихся посредством создания широкой сети культурных, просветительских, спортивных и туристских учреждений, массовой художественной самодеятельности, физкультуры и спорта непосредственно в трудовых коллективах.


Однако вяло протекавшая экономическая реформа, ставившая целью развитие хозрасчета, так и не была завершена. 

Не срабатывали уже ни соцсоревнования, ни движение за коммунистическое  отношение к труду. Встроенные в командно-административную систему советские профсоюзы тоже не могли избежать застойных явлений. Выполняя многие государственные, преимущественно распределительные функции, профсоюзы вынуждены были приспосабливаться к структуре, формам и методам деятельности министерств и ведомств.

В стране углублялся кризис.


Являясь самой массовой общественной организацией, профсоюзы не могли находиться в стороне от идущих в государстве преобразований и, безусловно, оказались причастны к создавшемуся критическому положению дел как в экономике, так и в социальной сфере.

Осуществляемая в стране перестройка потребовала кардинальных перемен в деятельности профсоюзов, выдвинув на передний план осуществление ими защитных функций.

В сентябре 1989г. состоялся VI Пленум ВЦСПС. Пленум заявил о независимости профсоюзов от партийных, государственных, хозяйственных структур и общественных организаций; провозгласил главной задачей профсоюзов защиту социально-экономических интересов трудящихся, освободил профорганизации от непосредственного решения хозяйственных проблем и выполнения других несвойственных профсоюзам функций. На основании принятых ВЦСПС целого ряда решений профкомам представлено право самим решать вопросы собственной структуры, определять формирование выборных органов, по своему усмотрению расходовать средства профбюджета на основании смет, утвержденных профсоюзным собранием или конференцией.

В этот период осуществлены кардинальные меры по демократизации избирательного процесса в профсоюзах, совершенствованию структуры профорганов. В большинстве отраслевых производственных профсоюзах введена двухзвенная структура, а в остальных упрощена. По инициативе ЦК профсоюзов были упразднены 6 областных, 115 районных и городских комитетов. Вместо них созданы отраслевые советы председателей первичных профорганизаций. Введен институт профорганизаторов ЦК профсоюзов как связующее звено между ЦК и первичными профорганизациями.


Облсовпроф немалое внимание уделял повышению уровня работы профкомов и хозяйственных органов в экономическом и правовом образовании трудящихся и актива. В целях улучшения правовой работы было принято постановление президиума Облсовпрофа «О коренной перестройке работы профсоюзных органов по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся». Вместо правовой инспекции и юридической консультации создан отдел правовой работы, а в 5 отраслевых обкомах введена должность правового инспектора. С 1987 по 1989 годы юридической службой Облсовпрофа была оказана практическая помощь по вопросам применения законодательства о труде, защите законных прав и интересов трудящихся более чем на 120 предприятиях республики. В 70 коллективах проведены дни и недели пропаганды правовых знаний.


В 1988 году значительно активизировались действия профсоюзов по усилению рабочего контроля на предприятиях торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Для проведения необходимой организаторской работы при областном совете профсоюзов была создана специальная группа из представителей ОБХСС МВД УАССР, народного контроля, СМИ.

Численность рабочих контролеров составляла более восьми тысяч человек. Массовые проверки выявили грубейшие нарушения: обвесы, обсчеты, завышение цен, скрытие дефицитных товаров и продуктов питания.


Кризисные явления в социально-экономической сфере страны продолжали нарастать. Неконтролируемое повышение цен на фоне низкой заработной платы, реальная угроза остановки предприятий из-за разрыва хозяйственных связей, а также отсутствие механизма, обеспечивающего выполнение государством социальных гарантий человека труда, неуклонно вели к росту социальной напряженности.


Профсоюзы шли навстречу реформам. Однако явно проявлялось нежелание Правительства вести эффективный диалог с ними.

Ощутимый удар профсоюзам нанес Указ Президента РСФСР от 20 июля 1991г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР». В результате усилились нападки на профсоюзы, которые в то сложное время оставались единственной организованной силой в обществе, способной отстаивать интересы трудящихся и в государственных органах власти, и перед работодателями. По замыслу «реформаторов» профсоюзы должны были стать помощниками работодателей в процессе формирования рыночных отношений, но ни в коем случае не равноправными партнерами в сфере регулирования социально-трудовых отношений.

Однако под давлением профсоюзов России в сентябре 1991г. были приняты два важных Указа Президента РСФСР: «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике» и «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В этот период утверждены нормативно-правовые акты о Российской трехсторонней комиссии, порядке подготовки и заключения Генерального соглашения.

К сожалению, президентские Указы не остановили наступления на права профсоюзов со стороны руководителей различного уровня. На организационном состоянии Российских профсоюзов отразились как объективные факторы, выразившиеся в резком снижении жизненного уровня и обнищании наемных работников, так и стремлении определенной части новой российской политической элиты устранить профсоюзы из сферы принятия важных для страны решений.

Дальнейшая реализация реформаторами концепции «Слабому государству не нужны сильные профсоюзы» проявилась в изъятии в 1993 году из ведения профсоюзов управления средствами социального страхования, что в результате привело к ликвидации в аппарате профорганов должностей технических и правовых инспекторов труда профсоюзов, доверенных врачей профсоюзов, оплачиваемых за счет средств соцстраха. Деятельность профсоюзов в этих важных направлениях переводилась по существу на общественные начала, что значительно снижало ее эффективность.


Кризис в народном хозяйстве страны не мог не сказаться на экономической ситуации в республике. Предприятия простаивали, резко упал жизненный уровень трудящихся.

На этом этапе стали появляться новые партии, движения, претендующие на роль защитников интересов наемных работников. но у них не было организационной структуры в трудовых коллективах, и скоро стало ясно, что никто, кроме профсоюзов, не в состоянии защитить интересы человека труда.

Перед Облсовпрофом стала нелегкая задача объединить разрозненные действия отраслевых профсоюзов и общими усилиями потребовать от исполнительной власти и работодателей сохранения социальных гарантий в области оплаты труда, занятости, жилищного и социального обеспечения.

Правительство республики, используя разрозненные выступления профсоюзов работников бюджетных отраслей, действовало по принципу «разделяй и властвуй», и в ходе переговоров или под угрозой забастовок частично решало проблемы работников одной отрасли за счет работников другой.

Нерешение насущных вопросов в рамках социального партнерства вынудило профсоюзы прибегнуть к силовому давлению на власть — организации коллективных действий.

Беспрецедентными по своим масштабам стали Всероссийские акции протеста, организованные профсоюзами 27 октября 1994 года и 12 апреля 1995 года. Эти дни со всей очевидностью продемонстрировали, что профсоюзы являются единственной организацией в республике, способной организованно вывести людей на улицы.

Такие массовые выступления трудящихся способствовали решению вопросов по своевременной выплате зарплаты, пособий, сдерживали рост тарифов на электроэнергию, газ, транспорт, услуги связи и др.


Кризисная ситуация и неэффективность мер по оздоровлению экономики привели к тому, что повсеместная остановка производств и предприятий стали нормой. Руководители стали вводить режим неполного рабочего времени, предоставлять долгосрочные неоплачиваемые отпуска. Официально зафиксированный уровень безработицы в Удмуртской Республике был самый высокий в Уральском регионе.

Реформирование систем управления привело к массовым нарушениям трудовых прав работников. Попытки ограничить права профсоюзов предпринимались на всех уровнях. Нередки стали попытки работодателей избавиться от неугодных им профактивистов. В этих условиях правозащитная деятельность становилась одной из главных задач профсоюзов.

В рамках социального партнерства профсоюзы начали принимать участие в подготовке предложений и замечаний по проектам законов и постановлений Госсовета и Правительства республики. 1994-1995 годах профсоюзы дали свои предложения в 30 таких документов, среди них проекты законов «Об охране труда», «О занятости населения», «О культуре», республиканская программа «Дети Удмуртии».

Большая работа проводилась с региональным отделением Фонда социального страхования по вопросам отдыха детей, развитию детского юношеского спорта.

Этот период был еще характерен тем, что организационная работа профсоюзов во многом была посвящена реформированию структуры республиканского профсоюзного центра.

Отражая современные потребности профсоюзного движения, Удмуртский республиканский совет профсоюзов перешел на новые формы взаимоотношений и работы с членскими организациями, создав объединение на принципах независимости, организационной самостоятельности. Однако, сложившаяся ее федеративная основа не была закреплена в самом названии профсоюзного объединения республики.

30 ноября 1993 года II внеочередная Межсоюзная конференция приняла решение о реформировании Республиканского совета профсоюзов в Федерацию профсоюзов Удмуртской Республики.





 
 




Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Наш сайт посещают!


Архив записей


Рейтинг@Mail.ru

 
НАШ КИНОЗАЛ


СМОТРЕТЬ ДРУГИЕ ВИДЕО ЗДЕСЬ

Авторские права MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz