ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ
  УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Время работы: пнд-чт. 08:00 - 17:00, птн. 08:00 - 16:00, 
перерыв 11:30 - 12:18 // сб, вскр. - выходной
      

Вы вошли какГость | Группа "Гость"| RSS


смотреть на карте>

 
 Главная » 2020 » Май » 7 » ВОССТАНОВИТЬ ПАМЯТЬ О ЗАЩИТНИКАХ РОДИНЫ - НАШ ДОЛГ
12:58
ВОССТАНОВИТЬ ПАМЯТЬ О ЗАЩИТНИКАХ РОДИНЫ - НАШ ДОЛГ

«Пропал без вести» - извещения с такой фразой в годы войны получали многие. Судьба этих защитников Родины долгое время оставалась неведомой. Однако в последние десятилетия широкое распространение получило поисковое движение. Энтузиасты, желающие прояснить вопрос о судьбах миллионов воинов, сложивших голову за Родину, занимаются благородным делом – они находят останки павших солдат, определяют по многим признакам принадлежность их к той или иной части, и делают все, чтобы узнать их фамилии. Таким образом они помогают восстановить память о каждом человеке. В лесах и болотах на отдалённых территориях, где шли ожесточенные бои, они ведут бережные раскопки, предавая родной земле ее защитников с воинскими почестями.
Уже более трёх десятилетий поиском без вести пропавших солдат Великой Отечественной занимается Удмуртская республиканская молодёжная общественная организация «Долг». Её представители выезжают на места боёв, ведут раскопки и захоронения солдат, ищут их родственников. Поисковики «Долга» выезжали в экспедиции в Мурманскую, Ленинградскую, Псковскую, Тверскую области, Краснодарский край, Белоруссию. «Долг» занимается поиском солдат различных дивизий, и в том числе сформированных на территории Удмуртии. 313-я стрелковая дивизия, воевавшая в Карельских лесах. 357-я стрелковая дивизия, воевавшая под Смоленском. 98-я стрелковая дивизия, направленная за месяц до начала войны на границу Белоруссии и Псковской области, более 5000 солдат которой пропали без вести. А в год 75-летия Победы волонтёрам "Долга" предстоит новая экспедиция. Перед этой поездкой мы взяли интервью у инициатора создания организации и её идейного вдохновителя Фаиля Ибрагимова.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ

- Фаиль Фаизович, что Вас заставило в 1989 году заняться этой работой, возможно, были какие-либо личные мотивы?

- Моя профессия – историк. Закончил УдГУ. Мне всегда была интересна эта сфера деятельности. Преподавал в те годы в техническом училище № 4 (ныне – строительный техникум), где готовили будущих строителей. В основном здесь учились «трудные» подростки. Был секретарём комсомольской организации этого образовательного учреждения. Вместе с учителем ОБЖ Сергеем Наговицыным мы организовали военно-патриотический клуб «Память». Его участниками стали порядка тридцати учащихся. Многим из них не хватало сильной мужской руки. На базе клуба решили занять молодёжь подготовкой к армии.

- К тому же и время было, когда не очень популярной становилась армейская служба…

- Да, началась «перестройка» - новые веяния времени. С другой стороны, только что закончилась операция в Афганистане, о которой интересно было поговорить. Ребята занялись рукопашным боем, строевой подготовкой, сборкой-разборкой автомата, прыжками с парашютом, даже плаванием с аквалангом в бассейне и парапланеризмом. Участвовали в общегородских мероприятиях. Но в нашей работе не хватало элементов патриотического воспитания.
Однажды в библиотеке я читал газету «Собеседник», в которой наткнулся на статью о лесном бое. В ней рассказывалось, что на местах сражений Второй Ударной армии работают ребята-поисковики, занимаются поиском захоронений без вести пропавших солдат. Тогда для нас это было чем-то новым и непонятным.
В популярной в конце 1980-х годов телепрограмме «Взгляд» студенты Казанского университета рассказали, как они пытались восстановить военный путь татарского поэта Мусы Джалиля. Ребята пошли по местам боев, в которых он участвовал. Выяснили, что на фронте он был редактором армейской газеты «Отвага». Под Великим Новгородом попала в окружение и была практически полностью уничтожена фашистами Вторая Ударная армия под командованием генерала Власова, а поэт-коммунист оказался в плену. Это место притягивало студентов-любителей истории. Историки называют сражение здесь мясорубкой.
Местный специалист Николай Орлов сообщил им, что знает место, где находилась редакция, и предложил туда ребят провести. Они впервые вошли в этот лес. Ощущение у студентов возникло такое, что бой прошёл только вчера: на заброшенной болотистой местности повсюду валяются каски, фляжки, котелки, ложки, подбитая техника – оставы машин и орудий. Их поразило, что ничего с тех времён за несколько десятилетий не было тронуто. Вот воронки лежат, вот каска…Открывают каску, а в ней череп!

- А местные жители знали, что рядом с ними на земле лежат скелеты солдат?

- Да, но никого не хоронили. Бойцов армии, многие из которых попали в плен, государство считало предателями, в советские годы эта тема находилась под запретом. Да и сразу после войны это было небезопасно - разбросанные мины и гранаты могли взорваться. Потом было уже не до этого. Нужно было восстанавливать хозяйство, практически все дома жителей были сожжены.
Студенты, глядя на всё это, решили, что нельзя больше всё оставлять в таком виде. Стали выезжать на места боёв небольшими группами, находили скелеты, хоронили их.

ДОЛИНА СМЕРТИ

- И вы тоже стали заниматься этой работой?

- После той передачи мы позвонили в комитет комсомола КГУ и договорились о встрече с Михаилом Черепановым – редактором республиканского журнала, который участвовал в тех раскопках. Он рассказал о походах, выложил на стол найденные вещи. У нас загорелись глаза от увиденных экспонатов. Михаил предложил поучаствовать в совместной экспедиции.
Мы выбрали 25 лучших учащихся, с которыми выехали в лесной бор Новгородской области. Прибыли в Замошье – район выхода из окружения Второй Ударной армии, которая пыталась прорваться по узкому коридору. Это была госпитальная поляна, на которую выносили с поля боя раненых. То, что мы увидели первый раз своими глазами, нас очень поразило – кто здесь лежит, почему и сколько ещё тут солдат? Многие ещё лежали рядами на деревянных носилках.
Когда начинался сам процесс захоронения, свозились останки солдат, перед нами стояла картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (Прим.ред.: на картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи). Такую гору черепов мы увидели, что нас сильно потрясло. Узнали, что у солдат были медальоны, по которым можно найти родственников. До сих пор нас мучает вопрос – почему тогда, несколько десятилетий, никто этим не занимался?!

- То есть память о воинах стиралась целенаправленно?

- В 50-е годы было указание – запахать места ожесточённых боёв. Видели, что места боёв были засажены ёлками. Прямо по останкам ехал трактор, распахивал землю. Мы находили останки одного и того же человека с разных сторон. Также существовало укрупнение воинских захоронений. Из братской могилы в лесу изымали несколько трупов, перевозили останки в жилую деревню, где их хоронили и устанавливали памятник. Остальные оставались лежать. В одной из экспедиций в Краснодарском крае станичный совет ветеранов попросил наших поисковиков перенести могилы солдат, закатанные в асфальт. То есть на этом месте была проложена дорога. В итоге ребята перезахоронили 48 человек - бойцов морской пехоты, которая освобождала станицу от фашистов. Таким образом скрывались следы войны.

- Молодёжь заинтересовала такая лесная жизнь?

- У каждого из ребят участие в поисках вызывало мощный подъём патриотических чувств. Тех, кто поедет в следующую экспедицию, стали выбирать по результатам учёбы за год – отправляли самых лучших. Тогда техучилище курировал Строительный трест № 18, который помогал организовывать нашу работу. Выделяли большой грузовой автомобиль ЗИЛ. В машину загружали все вещи членов экспедиции, а сами её участники ехали налегке на поезде. Благодаря этой помощи мы привозили в Удмуртию много экспонатов.
Затем ежегодно начали проводить по несколько поездок, стала расширяться география – Мурманская область, Ленинградская. Та же самая Вторая Ударная армия пыталась вырваться на месте Любань Ленинградской области. К тому же там в отличие от Замошье поисковых отрядов действовало ещё мало. С 1992 года мы там и работаем ежегодно – по разным участкам фронта, по разным годам.

- Какую из экспедиций Вы могли бы назвать самой запоминающейся?

- Запоминается, когда находишь медальон, начинаешь искать родных и близких. Когда картина судьбы воина соединяется воедино, мы можем рассказать о нём родственникам.
Вот было, например, в той же Любани…Мы в конце экспедиции всегда выезжаем на день в «цивилизацию» - чтобы отдохнуть, принять душ, переночевать. По найденному медальону три года не могли найти родственников. Выяснилось, что дочь погибшего живёт в этом селе. Мы каждый раз ходили мимо её дома. Во время экспедиции в рабочей форме мы к ней пришли. Она говорит: «Я поверить не могу. Искала везде». Она сделала флажок с портретом отца. Везде с ним была. Даже ездила на Валаам, чтобы отмолить у Бога пропавшего. Заграницей надеялась найти, в Германии…

- То есть не зря ездила и молилась…А где его удалось найти?

- Да, такое не поддается объяснению. Нашли в 15 км от дома дочери лежащим в отдельной ячейке. Провели целую операцию, чтобы её свозить на это поле. Это непроходимая местность. На специальном квадроцикле тихонечко довезли по лесу прямо до того самого места. Потом она участвовала в захоронении отца.

"ФИЛАТОВ"

- Уже прошло 75 лет с момента Великой Победы. Неужели до сих пор находятся останки погибших солдат?

- К сожалению, они всё ещё есть. Их там ещё сотни, ждущих своего часа. Но, к сожалению, время уходит, у тех, кто на поверхности лежит, кости становятся маленькими или превращаются в труху.
Когда ты идёшь в лес за грибами, то у человека один взгляд. А если ты поисковик и идёшь туда, где происходили военные действия, то это уже другое. На одном участке за один день мы нашли 62 человека, которые лежали прямо на поверхности. Осенью 2019 года нашли интересный участок фронта вдоль речки Лезна в Ленинградской области. Вроде бы там всё исследовано, ходили не раз. Нашли медальон солдата. В воронке из-под мины оказались два человека.

- Сейчас, спустя, десятилетия, можно ещё прочитать информацию в медальоне?

- Развернули медальон, внутри бланк, на котором типографским способом отпечатаны данные – Фамилия, имя и отчество бойца, год рождения, откуда был призван. И на бланке солдат писал сам.

- Значит, время не стёрло?

- Хорошо сохраняется, если был плотно закручен сам медальон. Если написано карандашом, то информация не исчезает. В случае попадания воды бумага может превратиться в жижу. А конкретно здесь, бланк оказался нестандартным. Это был кусочек письма матери, как позже выяснилось. Мы знали, что там воевала 198 стрелковая дивизия. Начали расшифровывать. С одной стороны это было простое письмо, а с другой стороны адрес мамы. Получилось так, что мать была эвакуирована в Новосибирскую область. Она выслала свой адрес сыну. То есть сын оторвал этот адрес с конверта и вставил в медальон, который всегда носил с собой. Мы были досадованы, что адрес есть, а фамилия там не написана. Медальон был сырой. Мы положили его в книжечку, чтобы высушить. После просушки карандаш проявляется ещё лучше. На следующее утро, открыв книжечку, смотрим: «Филатов». Начали пробивать данные в архивах органов внутренних дел. В 198 дивизии был только один Филатов, его родные - из Новосибирской области.

- Родственники его не искали?

- Он не был женат. Мать умерла. Пока найти очень сложно, но мы будем продолжать их поиск.

- А родственники других погибших сейчас к Вам обращаются?

- Да. Очень много тех, кто ищет своих родных и близких. Сейчас уже внуки и правнуки, конечно. Меняются фамилии, места жительства. Близких родственников нет в живых. Но есть заинтересованные в восстановлении данных. Мы помогаем, объясняем, что лучше сделать. Сейчас стало много открытых источников, в которых можно производить поиск. Интернет – хорошее подспорье. Можно приехать в Центральный архив Министерства обороны РФ в Подольске. Там поискать конкретную информацию, описание боёв.

- Если медальона рядом не оказывается, то другим способом можно восстановить данные о солдате?

- Любая зацепка важна. Подписаны могут быть ложки, котелки, кружки, могут быть просто инициалы. Некоторые на котелках писали чуть ли не всю свою биографию. Находим солдат, лежащих с личными вещами, винтовками.

ПОГРУЖЕНИЕ

- В этом году поедете на то же самое место?

- Да, 18 апреля 2020 года нам предстоит новая поездка в Любань. Там предварительно мы делали разведку и точно знаем девять мест, где можно поднимать солдат. В основном поедут студенты и те, кто ездил в прошлые экспедиции.

- Расскажите, как она организуется, что происходит в процессе экспедиции?

- Молодёжь, начиная с октября, проходит обучение в группах. Мы рассказываем о предстоящей поездке. Каждый обязательно проходит цикл курсов поисковика. Ездили в Казань на специальные интенсивные курсы. Экспедиция занимает в среднем 12-14 дней. "Долг" сотрудничает с Ижевской государственной медицинской академией. Благодаря этому в экспедиции всегда есть медики – они следят за здоровьем участников и помогают распознать останки. Некоторые ездят с нами не первый год.
Разворачивается лагерь. Мы живём в палатках в полевых условиях, готовим у костра. Телефонная связь там отсутствует. Туалет выкапываем сами, делаем место для санитарно-гигиенической обработки, полевую баню. От этого лагеря каждый день ребята по несколько километров проходят до места боёв. Вечерами проводятся лекции, просмотр фильмов соответствующей тематики, конкурс военной песни, приезжают поисковики более высокого уровня, рассказывают о своём опыте.
Бывает, приезжают к нам даже барды. Например, был у нас в лагере Игорь Растеряев. Он говорит: «Я еду к вам, а моему приятелю в это время сообщили, что нашли его прадеда. Растеряев нам потом весь вечер на своей гармошке песни играл.

- Ребята как приключение это воспринимают?

- Первое восприятие, действительно, в качестве приключения. Что-то рассказывают в своём кругу, думают: «Вот друг поехал, интересно самому тоже с ним отправиться на поиски».
А потом уже когда начинается сам поиск, отношение меняется. Я всегда им говорю: «Вы подымаете своих ровесников». Они не понимают, как это так. Когда солдаты ушли на фронт, им также было по 18-20 лет. Некоторые практически ничего не успели сделать, потому что ушли на фронт прямо со школьной скамьи. Потом приходит осознание, насколько важным делом они занимаются. Это становится уже глубоко научной деятельностью. На каждого заполняется большой бланк, определяются gps-координаты, идёт фотографирование останков и личных вещей, которые аккуратно снимаются слоями. Чтобы потом вещи можно было передать родным и близким, привести заинтересованных родственников на место боёв.
Останки каждого солдата укладываются в гробы, которые выделяет местная администрация. Солдат провожают торжественно в последний путь, с воинским салютом. Приезжают представители воинской части, батюшка.


Продолжение читать по ссылке: https://vk.com/prudm?w=wall-148244486_2174

Категория: Общество | Просмотров: 1219 | Добавил: rodan
 
 




Вход на сайт
Логин:
Пароль:

Поиск

Календарь
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Наш сайт посещают!


Архив записей


Рейтинг@Mail.ru

 
НАШ КИНОЗАЛ


СМОТРЕТЬ ДРУГИЕ ВИДЕО ЗДЕСЬ

Авторские права MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz